Дальневосточный художник Василий Зуенко и его графика

Зуенко В.Г. – Автопортрет

Дальневосточная графическая школа начала формироваться в конце 1940-х – начале 1950-х годов. Это время новаторства и поиска новых форм и сюжетов в региональном искусстве. Зуенко В.Г. – Автопортрет Формирование хабаровской школы графики связано прежде всего с именем Василия Григорьевича Зуенко (1919–2002).

На Дальнем Востоке он оказался после окончания Омского зенитно-артиллерийского училища (1940–1942). Участвовал в боевых действиях на Втором дальневосточном фронте в звании командира батареи зенитного артиллерийского полка.

После окончания Второй мировой войны В. Г. Зуенко работал в редакции военной газеты «На страже Родины» и в Хабаровском книжном издательстве как художник-график. Им было оформлено более 70 книг дальневосточных писателей.

Василий Зуенко стал одним из основоположников офорта и монотипии на Дальнем Востоке. И, по сути дел, был и остался единственным дальневосточником постоянно и профессионально работавшим в технике монотипии

Монотипия вид печатной графики, техника которой заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.

Образ на оттиске носит случайный характер. Мастерство Василия Зуенко заключается в том, что в этой технике он создает и пейзажи, и портреты, и сюжетные картины

Зуенко В.Г. – Экипаж коммунистического труда катера «Бирюза»

Особый талант В. Г. Зуенко проявился в портрете. Каждый образ, представленных на его работах, это индивидуальная судьба.

С графических листов художника на современного зрителя смотрят образы людей разных социальных слоев: рыбаков и писателей, художников и моряков, врачей и охотников

Зуенко В.Г. – Птицелов

Не обошла творчество Василия Григорьевича и тема жизни коренных народов Амура. В дальневосточном изобразительном искусстве эта тема встречается практически у каждого автора, но удивительно, как каждый находит свой особый взгляд на эту классическую тему.

В работах В. Г. Зуенко нет излишней романтики или стилизации образов. Но в них есть конкретный человек с сильным, независимым характером

Зуенко В.Г. – Пейзаж с костром

Еще одна тема, которую раскрывает художник Зуенко – тема труда. Графика имеет прекрасное свойство многогранно раскрывать тему, в одну серию включаются несколько листов, порой до десятка и более. Известна замечательная серия о рыбаках под названием «Люди Амура», выполненная в офорте.

И несомненное достоинство и этой серии, и серии работ, посвященной крупным промышленным стройкам эпохи в том, что художник ездил на эти стройки, наблюдал своими глазам за всеми процессами, вместе с рыбаками ходил на путину.

Вот как он сам вспоминает об этом: «Ночной лов! Врубается мощный свет – рыба подходит! Вдруг свет гаснет, остается гореть только один красный фонарь. Рыба просто липнет к нему. И ее поднимают… Зрелище потрясающее! Я это рисовал.»