Живопись и графика военных лет в коллекции Дальневосточного художественного музея

Великая Отечественная война явилась сильным испытанием для страны в целом и каждого человека в отдельности. И, казалось бы, это максимальное напряжение физических и моральных сил не должно было способствовать творческому вдохновению, но с 1941-го по 1945-й годы появилось множество новых, сильных и выразительных живописных и графических произведений. 

Слишком долгий в жизни людей четырехлетний срок войны – в истории искусства был одним из наиболее кратких по времени, но предельно напряженным, мужественным периодом активного творчества художников. В коллекции советского искусства Дальневосточного художественного музея тема войны представлена широко и разнообразно – это работы, созданные в годы войны, сразу после ее окончания и большой блок произведений, созданных к юбилейным датам Победы. 

Особое место занимают произведения живописи и графики, созданные непосредственно на месте происходивших событий, по неостывшим ещё впечатлениям. Среди таких документальных работ – и захватывающая своей динамикой графический лист художника Алексея Лаптева «Кавалерийская атака» (1942), и мастерски выполненная гуашью картина Даниила Черкеса «Днем и ночью» (1942), и подлинная классика батального жанра, предстающая перед зрителем в акварели Павла Соколова-Скали «Рейд генерала Доватора» (1941). Бибиков В.С. «Фронтовые зарисовки» Рядом с этими эмоциональными работами, призванными поднять боевой дух, стоят документальные рисунки военных лет. Ценность этих графических листов в том, что выполнены они не в тишине академической мастерской, а непосредственно на месте боев. 

Они эмоциональнее и острее передают напряжение и трагедию человека на войне. Такова оригинальная графика Михаила Козелла «Казнь партизана» (1942), Виктора Бибикова «Фронтовые зарисовки» (1942). Это своеобразный интимный дневник художника, превратившийся в общественный вид искусства, обращенный к человечеству. Многие военные произведения были сделаны непосредственно с натуры и очень точно передают эмоциональное состояние каждого художника-документалиста, исследовавшего события тех лет. С пожелтевших рисунков на нас смотрят безымянные герои войны: пулеметчик, ополченец, жительница блокадного Ленинграда. И эти небольшого формата листы порой эмоционально ярче и выразительнее, чем фотохроника военного времени.

Первые дни войны требовали от отечественного искусства агитационной силы и публицистической активности, быстроты реакции и необходимых массовых форм художественного обращения к народу. Все это было подвластно только плакату. «Родина-мать зовёт!» (1941) Ираклия Тоидзе – символ объединения народа, и в то же время это классическое произведение мирового искусства

Тоидзе И.М. «Родина-мать зовет!»
Бибиков В.С. «Фронтовые зарисовки»
Козелл М.Г. «Казнь партизана»

Особняком среди этих работ стоят произведения, которые были созданы в годы войны, но картин военных будней на них нет. Это тихие и спокойные пейзажи Дмитрия Тархова «Осень» (1943), Бориса Рыбченкова «Весна в городе» (1943), Николая Ромадина «Весна» (1942), Павла Соколова-Скали «Последний снег» (1942).

Это воспоминания о мирной, довоенной жизни и в то же время надежда на то, что эта жизнь вернется.

Изобразительное искусство военных лет высоко оценили современники, его не забудут и будущие поколения.

Как бы ни менялись с течением времени художественные вкусы и требования к искусству, произведения тех лет не теряют своего эмоционального воздействия и нравственного влияния.

Тархов Д.М. «Осень»