Записки о художниках. Даниил Шофман. «У курильских берегов»

Художник, о котором сегодня пойдёт речь, пронёс через своё творчество тему Великой Отечественной войны. Именно ей посвящены его первые крупные работы. На суд зрителей в своё время были представлены полотна «Двадцать второе июня», «В годы войны», «В тайгу к партизанам», «Мать», «О днях минувших». В 1943 году он участвует в межобластной выставке в Иркутске работой «Маршалы». Молодого художника, которому в тот год исполнилось 26 лет, звали Даниил Семёнович Шофман. В мире искусства, однако, он не был новичком: художник принимал участие во всесоюзных, республиканских, зональных и краевых выставках с 1939 года.


Творчество Даниила Семёновича Шофмана можно условно разделить на три периода. Первый период непосредственно связан с его военными впечатлениями: в феврале 1942 года он был призван в Советскую Армию и отправлен на фронт командиром минометного расчёта. Наблюдаемое художником каждодневное преодоление тягот войны, всех её ужасов стало для Даниила Семёновича доказательством смелости и подвига Советского солдата.

Был награжден медалью «За победу над Германией».
После войны художник вернулся в Хабаровск, в котором проживал с 1935 года и где до войны работал в рекламном бюро. Сюда он переехал из Витебска, где окончил художественный техникум.

В 60-е годы началась пора новых, уже созерцательных впечатлений, которые откроют зрителю лирический талант автора. В это время Даниил Семёнович предпринимает ряд поездок на Курильские и Командорские острова, Охотское побережье, Сахалин и Камчатку. Результатом этих поездок стали замечательные пейзажи. После патриотической, военной тематики они позволят по-новому взглянуть на творчество Даниила Семёновича Шофмана. Именно поэтому сегодня мы представляем его работу «У Курильских берегов», написанную в 1961 году.

В третьем периоде, уже в 70-е годы, художник вновь возвращается к теме ВОВ работой «Минута молчания», а так же он создаёт портрет «Мать Героя Советского Союза Е. Дикопольцева». Привязанность автора к теме, его неизменный пиетет перед подвигом советских людей послужили причиной, по которой его работы заказывались для домов культур и клубов. После их упадка эти работы были безвозвратно потеряны или испорчены. Перестройка и декоммунизация слишком сильно изменили взгляды на досуговые центры, которыми в советское время были клубы и дома культуры. То, что не было превращено в площадки для «джинсовых дискотек», поддалось всеобщему запустенью и безразличию.

Но всё же творчество Даниила Семёновича сохранилось для потомков, поэтому сегодня мы можем сполна оценить весь талант автора.

Ушёл из жизни Даниил Семёнович в 1976 году.