Николай Баскаков и его картина в коллекции Дальневосточного художественного музея

Баскаков Н.Н. – На посту

Художественное осмысление образа города, в котором живешь, всегда вызывает неподдельный интерес, особенно если между моментом создания картины и сегодняшней жизнью прошло много лет. А если полотно создано в годы исторических потрясений, то ценность его возрастает во много раз. 

В собрании Дальневосточного художественного музея хранится живописная работа Николая Баскакова «На посту», созданная художником в 1943 году. В годы войны Хабаровск был городом, далёким от кровопролитных сражений и ожесточенных боев. Но это был город, который тоже стоял на страже, на страже восточных рубежей страны. И вот именно таким Хабаровск запечатлел художник Н. Н. Баскаков.

Николай Николаевич Баскаков (1918–1993) родился в небольшом селе  под Астраханью в многодетной семье. Отец Николай Евлампиевич работал столяром, мать Евдокия Васильевна занималась домашним хозяйством и воспитанием семерых детей. После начальной школы Баскаков окончил ремесленное училище, получив специальность судового плотника.

Однако не пошёл по стопам отца, а в 1934 году поступил в Астраханский художественно-педагогический техникум, где занимался у художника и педагога П. А. Власова. В 1939-м, после техникума, Баскаков как отличник был направлен в Ленинград для поступления во Всероссийскую Академию художеств, выдержал экзамены и был принят на первый курс живописного факультета.

Однако в том же году осенью был призван на срочную службу в Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА). Службу проходил рядовым на Дальнем Востоке в Бабетово в воинской части МСС № 7. В декабре 1943-го был переведён в Хабаровск, где продолжил службу в художественной студии при Доме Красной Армии Дальневосточного фронта. Баскаков Н.Н. – На посту В том же году впервые участвовал в выставке, его работа «Хабаровск, год 1942» демонстрировалась на выставке в Москве. В 1945-м работу художника «Тимуровцы» отметили грамотой Политического управления Дальневосточного фронта и отдела по делам искусств Хабаровского края «За лучшую работу по живописи».

В годы войны в Хабаровске местное отделение Союза художников совместно с Хабаровским книжным издательством выпускало «Окно плаката» – «Удар по врагу», дальневосточный вариант знаменитых «Окон ТАСС». Николай Николаевич активно участвует в этой работе. Согласно архивным данным, за 1941–1945 годы художником Н. Н. Баскаковым было выполнено больше тридцати живописных полотен разных жанров, почти два десятка этюдов, совместно с художником В. В. Завьяловым они создали три панно, «двенадцать плакатов для «Окна плаката и сатиры», из них три выпущено массовым тиражом».

Сам художник отмечает, что «все вышеописанное сделано без отрыва от производства (работа во фронтовой студии изобразительного искусства по наглядной агитации)». Живописное полотно вертикального формата «На посту» представляет типичную картину жизни города, расположенного недалеко от союзницы Германии – Японии.

Города, который находится в ожидании нападения. Приглушенный зимний пейзаж, серо-лиловый колорит работы создают ощущение напряженного ожидания и затишья. Зритель сразу же обращает внимание на взлетающие аэростаты, которые сливаются с колоритом неба.

Аэростаты появились над Хабаровском с первых месяцев войны, прикрывая территорию города от базы Краснознамённой Амурской флотилии до железнодорожного вокзала: железнодорожные пути, мост через Амур и базу противовоздушной обороны (войска воздушного наблюдения, оповещения и связи) с зенитно-ракетными батареями, в которых в основном служили женщины.

Такую безымянную героиню войны художник изображает справа: у нее нет портретных черт, это собирательный образ женщины-солдата. Скользя взглядом поверх узнаваемого городского ландшафта, вслед за аэростатами, зритель видит мост через Амур и амурские дали в глубине картины.

Работа Николая Баскакова «На посту» – документ времени, художественное свидетельство эпохи, одновременно эмоциональное и по-хроникерски объективное.

После окончания Великой Отечественной войны, художник Н. Н. Баскаков поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств и с 1947 года стал заниматься в мастерской профессора Б. В. Иогансона.