Политические плакаты хабаровских художников ХХ века

Сегодня речь пойдет о плакатах — особом виде графического искусства. Среди многообразия плакатов, как рекламных, так и социальных, особое место занимает плакат политический. Вполне естественно, что расцвет этого вида плакатного искусства приходится на периоды неспокойной политической обстановки: войны, революции, эпохи социальных перемен.

 В собрании Дальневосточного художественного музея есть коллекция политических плакатов, выполненных хабаровскими художниками в 1940-е–1970-е годы. Эта коллекция прекрасно отражает настроение, атмосферу и политическую картину своего времени. 

В первую очередь привлекают внимание плакаты, созданные в годы Великой Отечественной войны. Эта война потребовала от советского искусства призыва к защите Отечества, агитационной силы и быстроты реакции. В изобразительном искусстве всё это было подвластно плакату как самой массовой форме художественного обращения к народу. 

Подобно художникам Москвы и Ленинграда, работавшим для «Окон ТАСС», хабаровские графики и живописцы создали огромное количество тиражных плакатов для Дальиздата и сотни рукотворных острых сатирических рисунков для агитационно-сатирических плакатов «Удар по врагу» (1941–1945).

Без художественных призывов Леонида Дешко, Ивана Елкина, Михаила Козелла, Даниила Шофмана, Николая Тихонова и других авторов невозможно представить Хабаровск военного времени.

И если плакат первых дней войны призывал к защите Родины, поднимал патриотический дух, то во второй половине войны в плакате появляется больше сатиры, насмешки над врагом. Как, например, в плакатах И. Д. Ёлкина и В. В. Павчинского.

Это было востребованное и мобильное искусство, оружие идеологической борьбы с врагом. Также мгновенно и остро откликались художники Дальнего Востока на дальнейшие события истории.

Продолжение войны на восточных границах страны нашло своё сатирическое отражение в карикатурах В. В. Павчинского.+ Вадим Вадимович Павчинский (1912–1971) – известный хабаровский художник-график, автор большого количества очерков, публицистических статей и фельетонов на международные темы, создавший галерею ярких образов военных преступников.

Отдельный интерес представляют графические произведения, связанные с японским милитаризмом на Дальнем Востоке. Серия карикатур с изображениями жаждущих реванш западных и американских военных деятелей, высших чинов Квантунской армии, руководителей специального отряда японских вооруженных сил, занимавшихся исследованиями в области создания нового оружия, была выполнена Павчинским в конце 1940-х – начале 1950-х годов.

В основе его произведений лежат реальные факты военной и послевоенной действительности, документальные материалы и фоторепортажи с Хабаровского процесса, проходившего с 25 по 30 декабря 1949 года – суда над группой бывших военнослужащих Квантунской армии, обвинявшихся в создании и применении бактериологического оружия в период Второй мировой войны.

Единственным художником, которому довелось присутствовать на процессе, был Вадим Павчинский. Он сделал массу портретных зарисовок, которые в дальнейшем превратились в серию карикатур под названием «Кого мы били на Дальнем Востоке».

В отечественном искусстве тема гуманизма, добра и справедливости всегда была основной. Мысль о том, что ужасы войны никогда не должны повториться, нашла свое воплощение в изобразительном языке дальневосточного плаката в защиту мира.