Выставка одной работы
«Сидур Вадим «Формула скорби».

Ко Дню памяти и скорби - дню начала Великой Отечественной войны

75 лет назад отгремела Великая Отечественная война. Оставив след в памяти поколений, она до сих пор отзывается незаживающей раной на сердце огромного народа. Уже в годы Войны о ней слагались песни, подвигам сынов отечества посвящались живописные полотна. Это кровавоевремя сформировало целое поколение художников-фронтовиков, сумевших запечатлеть для потомков страшный портрет войны…

Идеология советской власти имела чёткиеустановки для мастеров кисти и резца. Однако даже в таких программных условиях создавалось немало работ, которым было суждено стать знаковыми образцами соцреализма и раскрыть для простого зрителя весь ужас войны. Но были и те, кто пытался уместить вечные смыслы в новую для советского человека форму, при этом, стараясь не потерять пронзительности звучания затрагиваемых тем, что, впрочем, не мешало официальным властям периодически давать негативные оценки их творчеству. Одним из таких художников был Вадим Абрамович Сидур. Выбрав авангард в качестве универсального языка, Сидур постоянно сталкивался с официальным неприятием своих работ. Ему в вину ставили склонность к формализму и пацифизму, а так же вызывающую «внеидеологичность».

Войну Вадим Абрамович знал не понаслышке.Родился художник 28 июня 1924 года. В возрасте 22-х лет он был призван в армию, в 1943 году на 3-ем Украинском фронте командовал пулемётным взводом, в 1944 году был тяжело ранен, демобилизован как инвалид II группы, награждён орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени и боевыми медалями. После демобилизации пытался учиться на доктора, однако уже осенью 1945 года поступил в Высшее художественно-промышленное училище на факультет монументальной и декоративной скульптуры, которое окончил в 1953 году. Не примыкая ни к реализму, ни к абстракционизму, Сидур не имел официальных заказов, а его творчество обходили стороной критики. За рубежом он стал известен достаточно поздно, однако раньше, чем у себя на родине.Принято считать, что Сидур стал одним из создателей «второй волны» нового искусства, но его творческий метод не подвергался внешним влияниям. Он не был осведомлён о новейших направлениях ни отечественного, ни зарубежного искусства и работал совершенно самостоятельно.Отличительная черта искусства «второй волны» – это полемичность со сложившимися традициями соцреализма, его социально-педагогической направленностью. Подобное замечание принадлежит Карлу Аймермахеру, словисту из ФРГ, с которым Сидур познакомился в 1970 году. Аймермахер стал активным пропагандистом работ Сидура за рубежом, выступая с лекциями, устраивая выставки и экскурсии, писал работы, посвященные его творчеству, деятельно участвовал в издании книг о Сидуре. На родине же художник абсолютно не имел возможности организовать выставку.

Периоды творчества Вадима Абрамовича наглядно иллюстрируют поиск художником новых граней визуальной выразительности. Если конец 50-х годов становится для Сидура этапом полемики с соцреализмом (за которую он и попадает в негласную опалу), то 70-е годы – это этап создания собственного выразительного языка, языка «искусства эпохи равновесия страха», «языка своего времени». Именно в эти годы, по мнению исследователей, наиболее трагично начинают звучать произведения автора о войне. Именно кэтому периоду относится и созданная в 1971 году скульптура «Формула скорби». Переданная в ДВХМ сыном художника, Михаилом Вадимовичем Сидуром, она стала неотъемлемым экспонатом выставок, посвящённых  Великой Отечественной войне.

Склонившая голову фигура олицетворяет тяжесть тоски и боль утраты. Образ, так аккуратно сформированный из плавных линий, будто удерживает на своей спине невидимую для человеческого глаза, безмерно огромную и неподъёмную глыбу мировой скорби. Именно плавность линий становится одной из отличительных черт некоторых циклов работСидура в 70-е годы. Она придаёт его монументальным произведениям ощущение уязвимости и позволяет разнообразить выразительность. В этой фигуре зритель может увидеть и одиночество потерявшего близкихчеловека, и боль всего народа. Похожий, только уже полноразмерный памятник установлен в городе Пушкине и посвящён жертвам Холокоста. По словам самого Сидура, зритель должен был узнавать его работы не по стилю, а по мироощущению.

Ушёл из жизни Вадим Абрамович 26 июня 1986 года, за два дня до своего 62-летия.